Модель CMMI® прошла уже достаточно долгий путь эволюции от одной, когда-то инновационной по сравнению с предшественницей – моделью SW-CMM – модели, до семейства из нескольких моделей, которые, наконец, в версии 2.0 вошли в одну единую модель. Впрочем, пока еще процесс «вхождения» всех моделей в одну не завершён, и продолжают официально до сентября 2020 года «мирно сосуществовать» две версии модели CMMI® - версия 1.3 (три модели, а также «родственная» модель People-CMM) и версия 2.0. В новую модель уже вошло то, что было в трёх моделях CMMI® - «домены» Development, Services и Supplier Management, но не вошли пока то, что есть в People-CMM и ранее подробно не раскрывавшиеся «темы», связанные с Safety and Security; версия 2.0 в «полном формате» должна появиться не позже четвертого квартала 2019 года.
Версия 1.3 худо-бедно в России и ближайших странах всё-таки известна, поэтому, если думать о будущем, полезно ознакомиться именно с новой моделью. О ней речь дальше и пойдет. Прежде чем перейти непосредственно к модели, хотелось бы напомнить некоторые «организационно-формальные» особенности «мира CMMI». Первая версия модели CMMI® появилась на рубеже 2000-х годов. Тогда это была одна модель, относившаяся, в основном, к процессам разработки. Позже (в 2006-м и 2008-м) появились еще две модели, связанные с управлением приобретением (Acquisition) и управлением поставкой сервисов или услуг (Services). Необходимо отметить, что последняя из упомянутых применима не только для ИТ-компаний («пилотное» внедрение практик модели проходило в одной из крупных больниц в городе Питсбург в США). Работа над этими моделями велась в рамках одной из программ института Software Engineering Institute (SEI), являющегося самостоятельным подразделением Carnegie Mellon University (CMU).
В начале 2010-х SEI решил сосредоточиться на вопросах кибербезопасности (и сейчас является самым важным исследовательским центром в этой области в США – см. программу CERT), поэтому программа CMMI в 2012 году была выделена в самостоятельное учреждение CMMI Institute при CMU, а в 2014 этот новый институт стал и вовсе самостоятельным учреждением, только академически связанным с CMU.
В 2016-м CMMI Institute был приобретен коммерческой ассоциацией ISACA, что существенно помогло проекту Next Generation (так еще с момента основания CMMI Institute назывался проект по разработке следующей – после 1.3 – версии модели CMMI®), результатом которого стала новая версия - 2.0. Вся вышеупомянутая история была приведена с одной целью – подчеркнуть, что, как ранее, так и с сейчас за всё, связанное с моделями CMMI® (сами модели: формат официальных услуги, связанных с ними; сертификация специалистов) «отвечает» только одна «инстанция» - CMMI Institute! И надо знать об этом тем, кто думает о возможных будущих официальных мероприятиях в своей организации.
Главной неприятной «новацией» для прежних пользователей модели, несомненно, стало то, что теперь нельзя просто зайти на сайт и скачать pdf-файл модели. Одного единого файла нет, да и за «доступ к модели» надо заплатить. Почему же нет единого файла? Дело в том, что в новой версии реализована одна из главных идей проекта Next Generation – возможность настройки модели под конкретные условия и запросы конкретных пользователей. Можно вскользь заметить, что коллеги CMMI Institute по «материнской компании» ISACA оценили эту идею и попытались встроить это и в свою модель COBIT. Какие же параметры настройки можно применять. Во-первых, это «домен» применения, что схоже с понятием отдельной модели в версии 1.3. Например, можно выбрать «домен» Development. Второй параметр – это целевой уровень для набора областей или возможностей для отдельно взятых областей(привычнее называть целевой уровень зрелости). В-третьих, для «отсева» не слишком полезных для пользователя информационных материалов можно выбрать контекст использования модели, который может быть связан как с используемыми подходами в работе (например, Agile/Scrum), так и со спецификой поставляемых сервисов и/или продуктов (например, Medical Aid Devices). Для работы с этими параметрами и получения «своего» варианта модели был разработан и развернут онлайновый инструмент под названием Model Viewer (его интерфейс можно увидеть на иллюстрации ниже).
Полученный «свой» вариант (view) модели можно скачать в формате pdf (и этот, и любой другой скаченный файл, будет «индивидуальным файлом», в котором будет указано регистрационное имя пользователя). CMMI Institute предлагает и свои предопределенные view, похожие на модели версии 1.3. Их список в будущем будет расширен. С формальной точки зрения только относительно этих предопределённых вариантов и возможно проведение официальных оцениваний (appraisal) с официальным подтверждением уровня зрелости «на выходе».
Что касается платности, то такие изменения произошли прежде всего потому, что новая версия разрабатывалась (в отличие от предыдущих версий) без какого-либо спонсирования «извне», т.е. только силами самого института. Некоторые инвестиции были от ISACA, которые этой организации закономерно хотелось бы вернуть. Но вариантов доступа к модели и model viewer много и по разным ценам. Так что тем, кто задумывается о будущем своего бизнеса даже выбор самого интересного и полезного варианта модели может помочь в лучшем понимании того, каковы особенности этого бизнеса!
Логично, что изменения, связанные с возможностью «настройки» модели привели и к некоторым изменениям в архитектуре модели. Базовый элемент архитектуры, содержащий перечень рекомендаций в виде практик, сгруппированных по целям - процессная область (Process Area) – стал теперь областью практик (Practice Area) с практиками, сгруппированными по уровням. Теперь, можно получить набор материалов (практики и информационные материалы), соответствующих именно выбранному уровню. Например, на следующей иллюстрации приведены два набора практик области Estimating: для целевого уровня 2 и для целевого уровня 3.
Кстати, скачивать в виде pdf-файла можно не только весь полученный вариант модели, но и отдельные области с тем набором информации, который был получен в результате применения параметров по «домену», уровню и т.д.
Новой стала и группировка областей. Высшим уровнем в иерархии являются категории, которые немного похожи на фазы незабвенного цикла PDCA. Эти четыре категории: Doing, Managing, Enabling и Improving. В версии 1.3 есть похожая группировка областей, но в версии 2.0 внутри этих категорий появились Capability Area (область возможностей) – в некотором роде раскрытие сути конкретной категории. На рисунке ниже представлена одна из категорий со «своими» областями возможностей (с кратким описание их назначения).
Любопытно, что для категории Enabling в опубликованном на данный момент варианте версии 2.0 есть только одна область способностей – Supporting Implementation. С появлением областей, связанных с практиками обеспечения безопасности, набор областей способностей для этой категории, вероятно, расширится.
Что касается самих областей возможностей, то они уже содержат одну или больше областей практик (practice area) – тех самых областей (например, упоминавшаяся выше область Estimating) «внутри» которых и помещены сами рекомендации в виде практик. На иллюстрации ниже приведено «содержимое» области возможностей Ensuring Quality.
Такая архитектура позволяет потенциальным и имеющимся пользователям модели сфокусироваться на том, что наиболее важно (задуматься – какие проблемы и где у нас есть и как их решать, думая не только об их сиюминутном решении, но и задумываясь о своём будущем).
Оформление модели, что обязательно заметят пользователи версии 1.3, стало гораздо более user-friendly. Более «повседневный» английский язык (что, впрочем, увы, не упрощает перевод на русский язык), цветное оформление и цветные иллюстрации. Даже система «иконографии» для обозначения областей (как областей возможностей, так и областей практик) не только «радует глаз», но и содержит определенную логику: у каждой категории свой цвет, у каждой области способностей своя форма пиктограммы. Соответственно, эти цвет и форму наследуют и пиктограммы областей практик со своей картинкой внутри (разработанные не без чувства юмора). Ниже приведены примеры пиктограмм для 7 областей и, сравнив их с иллюстрацией, посвященной категории Doing, можно понять – к какой категории и к каким областям возможностей относятся некоторые из этих 7 областей.
Как только и раньше не называли и продолжают называть процесс оценивания, т.е. сравнения текущей ситуации в организации с рекомендациями модели! Самые «любимые» термины, несомненно, - аудит и сертификация. Но даже выход новой версии не только модели, но и метода оценивания ничего не поменял: по-прежнему нет понятия «сертификация» по отношению к CMMI® (как нет и сертификатов «на эту тему»), и процесс хоть немного и похож на аудит, но всё-таки существенно от него отличается.
Новый метод оценивания (закономерно, что у него версия 2.0) предлагает несколько видов оцениваний, названия которых приведены на иллюстрации ниже.
Первый из упомянутых (Benchmark) и является единственным видом оценивания, по итогам которого может быть вынесен «вердикт» относительно соответствия (и степени соответствия) целевому уровню.
Второй вид (Sustainment) – «новация» версии. Этот вид можно проводить, не дожидаясь окончания срока действия официального результата (действует три года) для того, чтобы подтвердить возможность его продления на последующие два года. Позволяет сократить затраты, но должен быть соблюден целый ряд условий для его проведения.
Третий вид – знакомый пользователям версии 1.3 Class C или gap analysis: оценка «состояния дел» (в сравнении с моделью, конечно) относительно любого выбранного «подмножества» практик модели. Наименее формализованный вид, проводимый малыми силами.
Четвертый вид аналогичен таковому в версии 1.3: предназначен для ситуаций, когда в процессе официального оценивания Class A (версия 1.3) или Benchmark (версия 2.0) выявлены какие-то точечные серьезные проблемы, которые могут быть устранены в определенный промежуток времени, но в срок больший, чем отведено для проведения основного оценивания.
Для оцениваний относительно конкретной версии должен применяться только метод той же версии! Как и раньше, руководить официальным оцениванием может только сертифицированный CMMI Institute ведущий оценщик (Lead Appraiser), работающий от имени партнера института (CMMI Institute Partner)! Само описание метода версии 2.0 существует в виде pdf-файла, доступ к которому зависит от выбранного «тарифного плана» для доступа к модели.
Любое оценивание – мероприятие непростое. Выбор вида (или класса) оценивания – это результат решения о том, что важно получить: только ли понимание текущей ситуации и рекомендации по дальнейшим шагам, либо плюс к этому еще хотелось бы и увидеть официальный «рейтинг». И здесь тоже важно понимать, что окончательный выбор зависит от того, «каким днём» живет бизнес: только сегодняшним или всё-таки задумывается и о будущем.
Несомненно, только полноценное обучение, а не одна небольшая публикация может дать более или менее полное понимание содержимого модели, а также полноценно «проапгрейдиться» тем, кто хорошо знаком с версией 1.3. Если для последних (если они обучались на официальных курсах) достаточно небольшого однодневного курса, то для тех, кто знакомится с моделью впервые потребуется более существенное обучение. Если говорить об официальном обучении (поставляемом только CMMI Institute Partner), то это двухдневный общий курс по модели и однодневная «специализация» по одному из «доменов» (например, Development). Успешное прохождение двухдневного курса даёт возможность для сдачи экзамена на сертификацию CMMI Associate (в контексте версии 2.0, в отличие от 1.3, эта сертификация обязательна для тех, кто планирует участие в команде оцениваний – appraisal team).
Возможной достойной альтернативой официальным курсам могут быть авторские курсы (несомненно, их авторами и преподавателями должны быть люди из реального «мира CMMI», которых, увы, в России очень немного). Пусть эти курсы не дадут всех формальных преимуществ официальных, зато они более доступны по цене и не менее интересны и полезны. И, опять-таки, для тех, кто думает о своем будущем. Почти каждый день на сайте HeadHunter появляются новые объявления о вакансиях, где, либо в основных, либо в дополнительных требованиях к кандидатам, упоминается необходимость знания модели CMMI®.
Несомненно, модель CMMI® новой версии 2.0 заслуживает долгого и обстоятельного обсуждения с «живым» рассмотрением модели. Данную публикацию можно рассматривать только в качестве источника самой общей обзорной информации. Исторически ни одна модель CMMI®, и версия 2.0 не исключение, не давала готовых рецептов и готовых решений для каких-то областей деятельности или для организаций (компаний) в целом. Ни одна модель и ни один стандарт еще не заменял голову реального руководителя, лица приминающего решения и просто здравый смысл. Модель CMMI® позволяет структурировать все идеи и оценить ситуацию, и продумать направление продвижения бизнеса вперёд, в будущее. Ведь только реально зрелый и успешный бизнес может думать не только о сегодняшнем дне и сегодняшних методологиях. CMMI® версии 2.0 – как раз методология, как минимум, завтрашнего дня.