Мир все быстрее меняется - Интернет, общедоступные вычислительные мощности, повсеместный и простой доступ к информации, открытые платформы, глобализация, облака, социальные сети и другие инновации меняют способы организации и ведения бизнеса. С помощью ИТ предприятия создают сегодня инновационные бизнес-модели, которые, вызрев внутри компаний, вырываются наружу, причем подобные процессы наблюдаются не только в коммерции, но и в социальной сфере, и в правительственных организациях. Смещение деятельности компаний всех типов в цифровую область создает предпосылки для снижения физических барьеров между ними, создания новых отношений, новых бизнес-моделей и новых бизнес-стратегий.
Мир ИТ сегодня отличается высокой степенью «распределенности» знаний и информационных ресурсов – сегодня организации могут арендовать то, что раньше должны были создавать сами или приобретать на стороне. Само понятие аренды преобразуется в отношения бизнес-организаций с поставщиками, предоставляющими доступ к ресурсам, которые в других условиях были бы недоступны. Эти отношения рассматриваются организациями как предоставление ИТ-услуг, а собственно ИТ-услуги - как «средство предоставления ценности заказчикам через содействие в получении результатов, которых заказчики хотят достичь, не неся специфических затрат и рисков». [1]
Находясь под давлением внешних и внутренних требований, компании вынуждены искать поставщиков ИТ-услуг, обладающих наибольшими преимуществами. Это приводит к тому, что ИТ-организации, как внешние, так и внутренние по отношении к бизнесу, как в коммерческих структурах, так и в социальной или государственной сфере, оказываются в жесткой конкурентной среде. Они вынуждены применять Управление услугами, в основе которого лежит деятельность по преобразованию ИТ-актива в услугу, несущую ценность бизнесу. Без способности выполнять такое преобразование ИТ-организация, «предоставляющая» услугу, будет всего-навсего поставщиком ресурсов и технологий, которые сами по себе имеют относительно низкую ценность для потребителя. Как же поставщику создать услугу, приносящую истинную ценность заказчику?
Активы бизнеса – точка приложения сил ИТ
По мнению Питера Друкера [2], эффективным будет такое управление внутри организации-поставщика, которое направляет усилия на достижение не внутренних, а внешних по отношению к своей организации результатов: «Внутри себя организация нерезультативна. Все результаты дают о себе знать извне». Таким образом, поставщик услуг должен акцентироваться в первую очередь не на развитии собственных ресурсов и технологий для достижения внутренних целей (бесперебойной работы серверов, например), а на обеспечении результата своего заказчика. О необходимости рассмотрения внешней перспективы при создании ценности говорит и ITIL[1]: «Определение и дифференциация ценностей находится в сознании заказчика».
Не стоит ожидать, что заказчик предоставит детальное описание своих ожиданий от ИТ-услуги. Общение с ключевыми специалистами заказчика может пролить свет на отдельные элементы функциональности, лежащие на поверхности, но это не сильно продвинет поставщика к пониманию ценности услуги, так как укажет лишь на результаты, ценные с точки зрения операционного персонала, а не бизнеса. Как сократить разрыв между ожиданием заказчика и результатом, который он получает от использования услуги? Куда поставщику следует приложить усилия, чтобы осознать, в чем может заключаться ценность его услуги для заказчика? Очевидно, что ответ связан со словами «внешний результат», то есть с результатами бизнес-деятельности заказчика, которые во многом зависят от производительности бизнес-активов заказчика. «Производительность активов заказчика должна стать вопросом первостепенной важности для профессионалов в управлении услугами, так как без активов заказчика не существует основы для определения ценности услуги» [1].
Для каждого актива, производительность которого должна быть обеспечена ИТ-услугой, следует выполнить детальный анализ его влияния на результат, а также составить требования к обеспечению его производительности. Такие требования к услуге, сформированные и документированные, будут понятны заказчику и могут служить основой для проектирования ИТ-услуги.
Сервисные активы – инструмент обеспечения ценности
Активы и зрелость ИТ-услуги
***