Управленцы в области информационных технологий сегодня на рынке труда в большом дефиците. Исправить ситуацию стремятся различные учебные центы, которые предлагают программы обучения руководителей в сфере IT. В чем специфика подготовки менеджеров в данной отрасли? На этот вопрос отвечают наши эксперты.
В сфере информационных технологий очень важно, чтобы руководитель владел спецификой производства. Он просто не сможет эффективно работать ни с подчиненными, ни с партнерами, если не будет говорить с ними на одном профессиональном языке. IT-менеджеры должны постоянно стремиться к получению новых знаний в своей сфере, и такую возможность им предоставляют авторизованные программы обучения по целому ряду направлений: Microsoft, Cisco, Oracle.
"Другой специфической чертой отрасли является то, что IT-управленцы - это, как правило, бывшие технические специалисты, и они не всегда обладают необходимыми знаниями и навыками из области менеджмента, - говорит Дмитрий Изместьев, директор Сетевой Академии ЛАНИТ. - Эти знания можно приобрести на курсах в ведущих учебных центрах, которые проводят обучение по соответствующим программам". В сфере IT-управления не нужно "изобретать велосипед" - специфические черты этой области давно проанализированы и нашли свое отражение в сложившихся методологиях и стандартах организации работы информационно-технических отделов.
Дмитрий Изместьев отмечает, что управленцы высоко оценивают эффективность курсов, посвященных изучению ITIL®, MSF, MOF, то есть правильной организации работы в IТ-подразделении.
Подготовка управленцев в области информационных технологий - нетривиальная задача, особенно когда приходят учиться уже состоявшиеся руководители. При обилии разного рода учебных программ найдется очень немного школ, которые способны предоставить качественную фундаментальную управленческую подготовку в связке бизнеса и технологий и действительно помочь слушателям систематизировать уже имеющиеся знания и опыт. "Кроме этого, в задачи современной программы обучения IT-управленца в обязательном порядке должны входить инновационные технологические элементы, причем в привязке к их практическому применению", - считает Игорь Белявский, заместитель директора Школы IT-менеджмента АНХ.
Ни одна современная школа или обучающая программа не может обойтись без своих "звезд" - авторитетных и высокопрофессиональных специалистов-тренеров. Но мало привлечь ведущих консультантов. "Для того чтобы сделать программы живыми и содержательными, нужно обеспечить солидную научную базу, - уверен Игорь Белявский. - Преподаватели должны иметь возможность постоянно совершенствоваться, для чего необходимы тесные связи с академической средой - доступ к передовым разработкам научных школ. Это сложная система, но вполне реализуемая".
Предприятия, умеющие оптимально организовать обучение руководителей, отвечающих за технологическую основу бизнеса, будут обладать значительными конкурентными преимуществами.
Считается, что для IT-специалистов профессиональный рост важнее карьерного, а значит, их интерес к обучению в области управления относительно невысок. Однако практика последних двух-трех лет демонстрирует иные тенденции. Заметную роль начинают играть специфические, ориентированные именно на информационные технологии, учебные программы, - например, сервис-менеджмент, IT-аудит.
"Число слушателей курсов по этим направлениям, да и число самих курсов постоянно растет. Интересы смещаются от общего знакомства с предметом в сторону глубокого его изучения и последующей сертификации", - отмечает Роман Журавлев, директор департамента обучения IT Expert. - Кроме того, увеличивается популярность специализированной программы бизнес-образования - MBI (Master of Business Information". Большой интерес у студентов MBI вызывают адаптированные с учетом специфики дисциплины - "управление персоналом IT-службы", "бюджетное планирование в IT-подразделении".
Надо отметить, что абсолютное большинство слушателей таких учебных программ - профессиональные "айтишники", и лишь немногие - управленцы, изучающие специфику информационных технологий. С одной стороны, это обусловливает появление среди руководителей профессиональных менеджеров, следовательно, повышение качества управления. А с другой стороны, означает, что в скором времени может появиться много молодых специалистов с двумя дипломами, но без опыта работы как в IT, так и в управлении. Таким образом, ценность формальных свидетельств специального образования в глазах работодателей может несколько снизиться. "Пока же примерно половина знакомых мне выпускников программ MBI в течение полугода после получения диплома сменили место работы, причем с повышением", - утверждает Роман Журавлев.
По мнению Елены Архиповой, руководителя отдела обучения компании "5-55", в настоящий момент на рынке IT-образования доминирует предложение образовательных программ, нацеленных, в основном, на создание грамотной информационно-технической инфрастуктуры бизнеса. "Но это не совсем правильный подход к обучению управленцев для этой сферы, - замечает Елена Архипова. - От руководителя сегодня требуются знания в области эффективных методов управления процессами на предприятии и персоналом".
Подход к обучению управленцев в сфере информационных технологий должен включать давно и хорошо известный постулат 3P - People, Process, Product. В качестве примера можно привести следующую схему обучения. People: управление IT-персоналом, заключение договоров на обслуживание. SLM (Service Level Management). Process: курсы по известным процессным подходам к организации IT-подразделения - ITIL® и COBIT. Мастер-классы по организации процессов. Product: мастер-классы по настройке и поддержке программного обеспечения, автоматизирующие процессы + совместные программы по организации IT-инфраструктуры на основе Micrsoft, Novell, Cisco, Oracle, Solaris.
В настоящее время перспективным является направление "IT Governance. Стратегическое управление", представляющее интерес как для практикующих CIO, директоров по IT, топ-менеджеров, так и для начинающих специалистов.