О том, когда и как появился пряник на Руси, споры ведутся до сих пор. Его история уходит в языческие времена раннего средневековья, когда восточные славяне, освоив земледелие, стали заменять в языческих жертвоприношениях мясо животных и птиц изделиями из зерна. Изображения домашнего скота для ритуального пиршества выпекали из теста. Эти обычаи просуществовали около 5 веков, и только к началу XVI века "красно украшенное" печенье потеряло культовое значение, но осталось символом праздника.
Начиная с XVI века, пряник быстро завоевывает рынок в русских городах и селах. Писцовые книги второй
половины XVI века сообщают о пряничниках Новгорода, Казани, Свияжска. Не случайно появление и распространение пряника на Руси связано именно с XVI-XVII веками - периодом великих географических открытий. Именно тогда на рынках Европы появилось большое количество пряностей - душистого перца, корицы, имбиря, гвоздики, которые вошли компонентами в русский пряник.
Когда с ростом спроса книги стали печатать серийно «с досок», то и пряники стали серийными, по-другому - "печатными", т.е. их тоже стали выпекать со специальных досок.
Самые известные "печатные" пряники с давних пор выпекают в городе Туле. Впервые это знаменитое тульское лакомство упоминается в книге 1685-го года «Старинные производства тульского края», где отмечается что "Еще в XVII-XVIII вв. в Туле пекли и продавали "печатные" пряники, украшенные затейливыми узорами".
Особую популярность тульский пряник обрел в XIX в. Ежегодно тульские кондитеры выезжали со своим товаром на российские и заграничные ярмарки, где тульский пряник неоднократно награждался российскими и международными призами.
Основанное на многовековых традициях народного творчества пряничное искусство продолжает жить и развиваться и в наши дни.