Управление рисками – деятельность, направленная на принятия и выполнения управленческих решений, с целью снижения вероятности возникновения неблагоприятного результата и минимизации возможных потерь, вызванных его реализацией. Очень полезно, когда эта деятельность реализована в виде полноценного циклического управляемого и измеряемого процесса.
Управлять рисками требуется на разных стадиях жизненного цикла сервиса. Существует ряд методом способствующих оптимизации прилагаемых к этому усилий. Здесь мы рассмотрим один из них – метод CRAMM, вышедший в свет примерно в тоже время, что и первая версия библиотеки ITIL®.
В 1985 году Центральное агентство по компьютерам и телекоммуникациям (ССТА - Central Computer and Telecommunications Agency) Великобритании начало исследования существующих методов анализа ИБ, чтобы рекомендовать методы, пригодные для использования в правительственных учреждениях, занятых обработкой несекретной, но критичной информации. Ни один из рассмотренных методов не подошел. Поэтому был разработан новый метод, соответствующий требованиям ССТА Он получил название CRАММ- CCTA Risk Analysis & Management Method - метод ССТА анализа и контроля рисков. Затем появилось несколько версий метода, ориентированных на требования Министерства обороны, гражданских государственных учреждений, финансовых структур, частных организаций.
Метод Реализован в специализированном программном обеспечении, настраиваемом под различные сферы деятельности при помощи «профилей» (коммерческий, гражданское государственное учреждение, финансовый сектор и проч.).
Текущая версия CRAMM 5 , соответствует стандарту BS 7799 (ISO 17799).
Целью разработки метода являлось создание формализованной процедуры, позволяющей:
убедиться, что требования, связанные с безопасностью, полностью проанализированы и документированы;
избежать расходов на излишние меры безопасности, возможные при субъективной оценке рисков;
оказывать помощь в планировании и осуществлении защиты на всех стадиях жизненного цикла информационных систем;
обеспечить проведение работ в сжатые сроки;
автоматизировать процесс анализа требований безопасности;
представить обоснование для мер противодействия;
оценивать эффективность контрмер, сравнивать различные их варианты;
генерировать отчеты.
Анализ рисков включает идентификацию и вычисление уровней (мер) рисков на основе оценок, присвоенных ресурсам, угрозам и уязвимостям ресурсов.
Контроль рисков состоит в идентификации и выборе контрмер, благодаря которым удается снизить риски до приемлемого уровня.
Формальный метод, основанный на этой концепции, позволяет убедиться, что защита охватывает всю систему и существует уверенность в том, что:
все возможные риски идентифицированы;
уязвимости ресурсов идентифицированы и их уровни оценены;
угрозы идентифицированы и их уровни оценены;
контрмеры эффективны;
расходы, связанные с ИБ, оправданы.
Исследование ИБ системы с помощью CRAMM проводится в несколько этапов.
На первой стадии, Initiation, производится формализованное описание границ информационной системы, ее основных функций, категорий пользователей, а также персонала, принимающего участие в обследовании.
Риск определяется как – возможность потерь в результате какого-либо действия или события, способного нанести ущерб.
На стадии идентификации и оценки ресурсов, Identification and Valuation of Assets, описывается и анализируется все, что касается идентификации и определения ценности ресурсов системы. В конце этой стадии заказчик исследования будет знать, удовлетворит ли его существующая традиционная практика или он нуждается в проведении полного анализа рисков. В последнем случае будет построена модель информационной системы с позиции информационной безопасности.
Ущерб для репутации организации
Безопасность персонала
Разглашение персональных сведений
Разглашение коммерческих сведений
Неприятности со стороны правоохранительных органов
Финансовые потери
Невозможность нормальной работы организации
Стадия оценивания угроз и уязвимостей, Threat and Vulnerability Assessment, не является обязательной, если заказчика удовлетворит базовый уровень информационной безопасности. Эта стадия выполняется при проведении полного анализа рисков. Принимается во внимание все, что относится к идентификации и оценке уровней угроз для групп ресурсов и их уязвимостей. В конце стадии заказчик получает идентифицированные и оцененные уровни угроз и уязвимостей для своей системы.
Идентификация угроз ресурсов и возможных уязвимостей.
Группировка по угрозам или воздействиям с целью минимизации объема работы по анализу рисков.
Измерение рисков.
Получение отчета и обсуждение результатов с заказчиками.
Коррекция по результатам обсуждения.
Оценка риска выполняется по двум факторам: вероятность реализации и размер ущерба.
Дальнейшая детализация вероятности реализации
Угроза – действие или событие, способное нанести ущерб безопасности.
Уязвимость – слабость в защите ресурса или группы ресурсов, допускающая возможность реализации угрозы.
Стадия анализа рисков, Risk Analysis, позволяет оценить риски либо на основе сделанных оценок угроз и уязвимостей при проведении полного анализа рисков, либо путем использования упрощенных методик для базового уровня безопасности.
На стадии управления рисками, Risk Management, производится поиск адекватных контрмер. По существу речь идет о нахождении варианта системы безопасности, наилучшим образом удовлетворяющей требованиям заказчика. В конце стадии он будет знать, как модифицировать систему в терминах мер уклонения от риска, а также путем выбора специальных мер противодействия, ведущих к снижению или минимизации оставшихся рисков.
Генерация вариантов контрмер.
Выбор подходящих вариантов и анализ их эффективности.
Сравнительный анализ различных вариантов (What if)
Получение отчета и обсуждение результатов с заказчиками.
Коррекция по результатам обсуждения.
Каждая стадия объявляется законченной после детального обсуждения и согласования результатов с заказчиком.
Достоинства:
хорошо апробированный метод
удачная система моделирования ИТ
обширная БД для оценки рисков и выбора контрмер
возможность использования как средства аудита
Недостатки:
большой объем отчетов
сравнительно высокая трудоемкость
Таким образом, рассмотренная методика анализа и управления рисками полностью применима и в российских условиях. ПО анализа рисков существенно снижает трудоемкость выполнения всех этапов анализа рисков. Применение ПО целесообразно при проведении внешнего и внутреннего аудита информационной безопасности. При этом использование ПО требует высокой квалификации аналитика, достаточно длительного периода обучения и опыта применения.
Метод может быть использован как деятельность в любом процессе требующем оценки рисков и выбора контрмер например: управление инцидентами, проблемами (особенно в части проактива), изменениями, непрерывностью, безопасностью, и др.
Имея в арсенале вашей процессной модели процесс управления рисками можно значительно повысить эффективность и рациональность остальных процессов, а например, такие как, управление безопасностью и непрерывностью в принципе не мыслимы без зрелого управления рисками.
Каким образом управление рисками связано с другими процессами управления ИТ сервисами, и какие еще существуют методы оценки рисков, мы рассмотрим в следующих наших заметках.