Анализ бизнес-процессов в ИТ
25.05.2020
Анализ бизнес-процессов - анализ всех доступных данных по процессам, измерение показателей, сравнительный анализ, работа с графическими схемами. Анализ бизнес-процессов осуществляют для того, чтобы отладить работу конкретного бизнес-процесса, свести на “нет” риск возникновения непредвиденных ситуаций, снизить затраты или увеличить производительность.
Методы анализа бизнес процессов
Выделяется несколько методик для оценки БП. Большинство таких подходов описаны в рамках работ основоположников и последователей методологии реинжиниринга бизнес-процессов (например, Хаммер и Чамп, Робсон и Уллах и прочие). Для обеспечения качественного анализа БП часто прибегают к использованию общеизвестных методы анализа (используемых не только в анализе БП), в их числе SWOT-анализ, анализ с использованием Бостонской матрицы и т.д.
Основные методы анализа бизнес-процессов:
- Графические методы (недостаточно проработаны)
- Анализ соответствия существующим стандартам (требования стандартов ИСО 9000)
- АВС-анализ и имитационное моделирование (сопровождается большими временными и материальными затратами)
- SWOT-анализ (инструмент, позволяющий произвести качественную предварительную оценку)
Анализ эффективности
Эффективный бизнес процесс, его ключевые требования:
- Ценность продукта БП значительно превосходит расходы
- Отсутствую лишние (ненужные) детали
- Выполняется единым потоком работ (конвейер)
- Низкая степень энтропии БП
- Низкая зависимость от человеческого опыта
- Не зависим от ресурсов
- Процесс учитывает обратную связь и находится на пути постоянного совершенствования
- Только управляемый процесс может быть эффективным
- Плановые показатели процесса основаны на лучших практиках
- Процесс стремится к идеальным значениям
К основным показателям эффективности БП чаще всего относят следующие:
- Затраты ресурсов: временные (цикл, длительность, производительность, скорость выполнения заказов); материальные (расход средств и материалов, активы, складские запасы и т.д.).
- Затраты на брак
- Затраты на профессиональное развитие сотрудников
- Эффективность использования ресурсов (рассматривается в разрезе единицы продукции): коэффициенты использования станка; коэффициенты использования ресурсов; временные затраты на проведение единицы работ и/или услуг.
Моделирование и анализ бизнес процессов
Моделирование и анализ бизнес процессов ведется в двух направлениях:
- Описание процессов. Моделирование способствует получению фидбэка на рабочий процесс, способствует увеличению эффективности.
- Нормирование деятельности. Если придерживаться установленного при моделировании свода правил стратегического апекса, то можно существенно увеличить производительность каждого конкретного изучаемого процесса.
Направленность этапов моделирования непосредственно зависит от вида решаемых задач. Наиболее часто используются:
- функциональный анализ БП— описание этапов деятельности в разрезе строгой временной последовательности
- объектный анализ БП — процессы описываются только в отношении взаимодействия с выбранным объектом
- имитационный анализ БП— проводится на внешних объектах с учетом всех внутренних и внешних составляющих процесса