В настоящее время невозможно представить успешный и конкурентоспособный бизнес, который был бы не связан с информационными технологиями. Существуют такие отрасли, в которых большинство видов деятельности строится на основе продуктов и решений, которые предоставляют ИТ-компании. В связи с этим происходит изменение взглядов бизнеса на предоставление ИТ-услуг, и руководители задумываются о внедрении процесса управления их доступностью.
Доступность – способность ИТ-услуги или системы, в некоторых случаях ее компонентов, выполнять свои функции по запросу в определенный период времени. У каждого предприятия свое представление о доступности, которая ему необходима, а также о ее стоимости.
В ходе определения требований бизнеса к доступности ИТ-услуг или системы происходит разработка отчетов, формируется план доступности, который отражает требования, связанные с улучшением услуги, которые были бы эффективны по затратам. Существует несколько критериев для определения доступности:
Управление доступностью — это процесс, который отвечает за критерии доступности, а также за улучшение всех ее аспектов. Процесс управления доступностью, который грамотно построен, обеспечивает выполнение уровней обслуживания, которые согласованны с клиентом, а также эффективен по затратам и соответствует требованиям бизнеса.
Процесс управления доступностью включает следующие виды деятельности:
Доступность данных представляет собой состояние, когда они находятся в виде, который необходим пользователю, и в требуемое ему время.
С понятием доступности данных, услуг и систем тесно связана информационная доступность и сервисная. Доступность информации заключается в беспрепятственном доступе к ней и ее использованием субъектами, которые имеют права доступа. Субъект может иметь права на считывание информации, изменение, использование и уничтожение. Доступность сервисов, в свою очередь, предполагает бесперебойную работу сервиса, или в случае возникновения проблем, минимизацию воздействия инцидентов на пользователя.
Коэффициент доступности услуги – это отношение времени, в которое услуга не предоставляется, к общему времени, в которое она должна предоставляться. Он высчитывается по формуле:
Коэффициент доступности услуги = (согласованное время предоставления услуги – общее время перерывов в предоставлении) / согласованное время предоставления услуги * 100%.
Максимально возможное значение данного коэффициента равно 99,9%. Например, при работе услуги 24 часа 7 дней в неделю при максимальной доступности общее время перерывов в месяц будет составлять не более 4,3 минут.
В случае грамотного управления доступностью коэффициент способен быть близок к максимальному значению, что будет гарантировать высокий уровень сервиса предоставляемых услуг. Однако целевые показатели определятся из соответствия требованиям клиента.
В настоящее время управление доступностью имеет большое значение для бизнеса и предприятия в целом. Ее грамотное управление способно значительно улучшить работоспособность подразделений, оптимизировать затраты, получить актуальную информацию о функционировании предприятия и способах его улучшения. При этом, чтобы затраты на предоставление доступности были эффективны, требуется найти оптимальный баланс между требованиями по обслуживанию ИТ-компонентов и потерями для бизнеса от простоя услуги.